Блог Лаборатории чтения

«В игре ребёнок — творец»: интервью с Егором Бахотским, клиническим психологом и одним из создателей проекта, который транслирует игровую культуру

Мы поговорили с автором телеграм-канала “Егор Бахотский” о сюжетно-ролевой игре, её пользе для детей и родителей и способах претворения игры в разных условиях

Как и зачем вы придумали «Площадку игры и общения»? Почему решили сделать специальное пространство для игры?

Во всех учебниках по психологии написано, что развитие в детстве происходит именно благодаря игре. Об игре написано много книг не только педагогами, психологами, но и культурологами, философами. Важность игры для человечества и культуры неоспорима. Культуролог Йохан Хейзинга написал монографию о человеке играющем. Он пишет, что игра способствовала рождению культуры. Театр, изобразительное искусство, спорт, литература, поэзия — везде прослеживается игровое. Человек без игры не может.

Однако 11 лет назад, когда мы с Анной Морозовой открывали «Площадку игры и общения», об игре говорили мало, её считали бесполезным времяпрепровождением. Мы же с этим были не согласны.

Три года назад мы с Анной Морозовой разъединились, и в Москве теперь есть два места, где самодеятельную игру сопровождают два создателя. Анна Морозова делает это на «Площадке игры и общения», которая находится в районе метро «Октябрьская», и рассказывает об играх в одноимённом телеграм-канале. Я сопровождаю игру в своем Пространстве в районе метро «Менделеевская».

Почему требуется создавать специальные условия для сюжетно-ролевой игры? Естественная игра исчезает из жизни детей?

Причин, по которым игра выхолащивается из Детства несколько.

Одна из них — это значительное увеличение объема знаний, требующихся от детей, поступающих в первый класс. Соответственно, в учреждениях, где дети в основном должны играть, они занимаются. Родитель озабочены тем , чтобы как можно раньше ребёнка научить читать, писать и считать. «После Трёх поздно».


Другая причина — это чрезмерный рост индустрии развлечений. Ребёнку самому ничего не надо делать, его готовы развлекать, предлагать готовые формы, образы, истории и впечатления. Ещё одна причина кроется в огромном разнообразии товаров для игрушек. Эта чрезмерность и богатство блокирует развитие воображения. Зачем напрягаться, что-то воображать, можно купить всё, похожее на настоящее.

И, конечно, исчезновение дворовой культуры, тоже привело к тому, что дети не имеют возможности нерегламентированного общения между собой.

Выходит, у ребёнка исчезает возможность быть творцом ситуаций, пространства, и сюжетно-ролевая игра помогает эту роль вернуть?

Да, в игре ребёнок — творец. Фантазия развивается не в избыточной среде, а в дефиците.

При этом детей всё-таки надо учить играть. Один из принципов нашего подхода — это наличие взрослого в самодельной игре. Этот взрослый не развлекает, не делает что-то за детей, не раздает роли, не придумывает сюжеты. Он помогает, осуществляя так называемое антропотехническое действие.

Сопровождение игры состоит в том, что сначала выделяется место и обустраивается игровая среда, где нет готовых игрушек, а есть много разного материала, из которого можно что-то сотворить для того или иного сюжета, обозначить какой-то костюм, сделать дом, жилище, корабль, подводную лодку, машину и так далее.

Затем сопровождающий собирает детей и рассказывает им правила. У самодельной игры всего два правила: надо взять роль и принять тот факт, что вы играете понарошку.

Дети выбирают роли, начинают эти роли реализовывать в зависимости от возраста и игровых навыков. Они делают это через игру с предметами, взаимодействие с другими детьми, простраивание или придумывание каких-либо сюжетных линий.

Сопровождающий увлекает, заражает игрой, помогает ребёнку делать то, что у того не получается, чтобы потом ребёнок мог справиться самостоятельно.

Важно ли, чтобы играющие дети разговаривали на одном языке?

Игра — это, конечно же, общение, речь. Если дети говорят на разных языках, не понимают друг друга, то не будет строиться взаимодействие. Ведь игра — это про отношения, про выстраивание совместного действия.

Что делать детям, которые оказались в эмиграции, без друзей? Как они могут восполнить дефицит игры? Надо ли родителям что-то предпринимать?

Я считаю, что играть очень важно.

Даже во время Второй мировой войны в концентрационных лагерях дети играли. Если ребёнок оказался в ситуации социальной депривации, родителям нужно озаботиться тем, чтобы у него была возможность играть.

В лучшем положении те родители, у которых несколько детей с разницей в возрасте. Тогда надо лишь научить старшего играть, а тот уже будет учить младшего.

Но если ребёнок один, то, конечно, родителю периодически надо с ним заниматься игрой. Можно играть в самодельный сюжет, в глину, в пластилин. Способов придумать игру и осуществить игровую деятельность достаточно много. Было бы желание.

Родители понимают, что ребёнку одиноко, хотят помочь ему с игрой. С чего начать?

Игра начинается с процесса замещения. Реальный предмет замещается нереальным, но действие с ним воспроизводится как с реальным. Например, палка. Она же может быть градусником, расчёской, лошадкой, пистолетом, мечом и так далее. Игрушка — это не то, что мы покупаем в магазине игрушек. Нет, там товар. Любой предмет становится игрушкой именно в процессе игры.

Подумайте, из чего можно сделать, например, корабль, машину, воздушный шар, жилище. Для этого достаточно пары стульев, платка, прищепок, верёвки. Разве для этой игры много нужно?

Для такой игры взрослым надо выйти из своей взрослости, войти в это игровое состояние. Не всегда легко перешагнуть этот порог. Как это сделать?

Взрослый должен высвободить время на игру. Современному взрослому это тяжело сделать, так как ему кажется, что время идет зря. Но надо отложить все дела, которые мешают игре, поставить телефон на беззвучный режим и убрать его. Любая деятельность требует вовлечённости, Игра — тоже.

Алексей Ухтомский создал теорию о доминанте. В ней он говорит о том, что тот человек счастлив и светел, у которого есть доминанта на лицо другого человека. Когда своё становится не важным по отношению к тому, что у другого творится в душе, в мыслях, чувствах. Если этот способ отношений перенести на совместную игру со своим ребёнком, то появятся совместные переживания и взаимный интерес.

Не надо пытаться через игру ребёнка чему-то научить. Дидактизм разрушает любую игру. Любая Игра обязательно отличается от обыденной жизни, в этом ее прелесть.

В чём именно польза самодеятельной сюжетно-ролевой игры для детей?

Во-первых, она развивает воображение. Происходит процесс замещения — вам надо вообразить в палочке расческу, градусник и так далее. Игра помогает развивать символическое мышление.

Во-вторых, игра учит соблюдать правила. Во время игры ребёнок преодолевает своё «хочу» ради того, что сулит ему большее удовольствие-игра с другими!

В-третьих, игра помогает выстраивать совместные действия: донести свой замысел, оставить место в нем для чужого замысла. Ведь если ребенок не может договариваться, то у него не получится совместности.

Детям, которые не играли в детстве, потом трудно заниматься творчеством, ведь основа творчества - воображение, а оно развивается игре. Кроме того, ещё Эйнштейн сказал, что игра приобщает ребенка к экспериментированию. В игре ребёнок пробует, рискует, но с подстилочкой, так что потом ему легче решиться на экспериментирование в обыденной жизни.

Вы говорили, что взрослым тоже полезно играть. Почему?

Взрослым полезно играть со своим ребенком, потому что через игру ребенка легче понять, познать, прочувствовать. Взрослый может увидеть себя со стороны и осознать, что какие-то его действия и поступки не совсем соотносятся с замыслами другого. Ребенок ему отзеркалит его поведение. Это подскажет, как выстраивать отношения.

Можете ли вы посоветовать книги для семейного чтения, которые дают большую пищу для воображения и для сюжетно-ролевой игры?

Я не назову конкретные книжки. Самое главное, чтобы сюжет книги был ребенку понятен и интересен. Но, как правило, современные дети играют не в книжки. Они играют мультфильмы и компьютерные игры.

Какие книги об игре вы посоветуете прочитать родителям?

Скажу без ложной скромности, что есть моя книжка «Я люблю играть». Советую книгу Михайленко и Коротковой «Как играть с ребенком».

Если родитель хочет понять философию, культуру игры, то рекомендую прочитать книги «Человек играющий» Йохана Хейзинга, «Игры. Ключ к их значению» Фридриха Юнгера, «Психология игры» Даниила Борисовича Эльконина.


Прочитать другие интервью и записаться на занятия Лаборатории чтения можно здесь.
Made on
Tilda